bodybuilder2007 (bodybuilder2007) wrote,
bodybuilder2007
bodybuilder2007

О правосознании и правовом нигилизме

Фрагмент моей научной работы о правосознании (2006 г.)

Функционирование правосознание зависит от того, как соотносится право с моралью, право с религией. В. А. Кистяковский писал по этому поводу следующее: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня». Однако человек с высоким уровнем правосознания довольно часто следует моральным принципам. Право как таковое ему близко. Соблюдать законы можно, следуя (во многих случаях) и религиозным предписаниям. Но при этом, каждый индивид, который считает, что у него высокий уровень правосознания только по причине безупречной морали, в действительности ошибается. Мало быть высоконравственным; надо еще иметь высокий уровень правовой активности, интересоваться деятельностью законодательной власти, понимать дух закона. В первую очередь необходимо знание закона. Именно в связи с этим важно отметить необходимость правового воспитания. «Народ, не знающий законов своей страны, – писал И.А. Ильин, – ведет внеправовую жизнь или довольствуется… неустойчивыми зачатками права… Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни… Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права».

Моральное сознание исторически опережает правовое сознание. При этом сами нормы права подлежат моральной оценке. До Октябрьской революции право и нравственность находились в большем взаимодействии, чем в последующий период. И.А. Ильин, говоря о правосознании, увязывает его с христианской религией как основой нравственности: «Христианство… осмысливало и облагораживало дело права и государства, и в то же время оно утверждало в человеческой душе такие благодатные силы (любовь и совесть), которые вдохновляли человеческое правосознание и придавали ему неразложимую опору».

Таким образом, при рассмотрении соотношения права и морали, необходимо не впадать в две крайности: c одной стороны не нужно идеализировать право, с другой – мораль.

Право и форма правления также могут соотноситься, формировать у индивидов определенный характер функционирования правосознания. Монархическое правосознание уже не может иметь место в России. И поэтому необходимо, беря за образцы лучшие идеи правовой мысли прошлого и настоящего, вырабатывать новые концепции, которые могли бы сформировать целостную картину функционирования права и правосознания. Использование сохранившихся стереотипов народа и его национально психологических особенностей, помогло бы в достижении намеченной цели.

При этом, нужно иметь в виду, что в историческом процессе функционирование правосознания, носит характер цикличности и непрерывной динамики. Явления правовой сферы могут быть в статическом состоянии лишь на уровне теоретических обобщений и юридических абстракций. Исторический опыт в сфере права, который имел место когда-то в прошлом, явление или закономерность, может возникнуть и в будущем. Многочисленные факторы, которые влияют на функционирование правосознания, присутствуют также в настоящем, и по их направленности, можно выявить различные тенденции функций правосознания и сделать прогноз их состояния в будущем. Явления правовой сферы могут лишь изменять свои формы, но, суть их остается одной и той же.

Состояние правосознания российского общества в плане динамики на уровне исторического развития характеризуется определенной закономерностью. Цикличность в данном отношении определяется нарастанием в системе правосознания одних процессов (положительных либо отрицательных), затем их спадом, далее – сменой другими процессами, совсем иного характера.

Правовой нигилизм имел место и до революционных преобразований, но в менее выраженной форме. Еще в ХIХ веке отмечали опасность ситуации и прогнозировали возможность революционных свершений. Так, А. Герцен, писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно». Цитаты с подобными высказываниями известных личностей прошлого до сих пор находят свое место в учебниках по теории государства и права, в которых рассматривается правовой нигилизм. Движение анархистов, готовых преобразовывать действительность на свой лад, несмотря на дисциплину внутри организации, призывало к воплощению в жизнь нигилистических настроений недовольных различными сторонами социальной реальности, масс. Так, М. Бакунин в 1866 году призывал А. Герцена к тому, чтобы «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля».

Взаимосвязь низкого уровня правосознания и малообразованности заметил И.А. Ильин, утверждавший, что нигилисты никогда не проникают в суть вещей, а имеют обо всем поверхностное представление. «Образованный человек хорошо знает, – писал он, – что его знаниям есть предел, поэтому он скромен. Человек полуобразованный воображает, что знает все, и поэтому его притязания безмерны».

Особо следует остановиться на русской интеллигенции. По утверждению многих современников, различные формы сознания этой части общества были далеко не идеальны. В частности, это же можно сказать и о сознании правовом. С. Франк отмечает незнание русским интеллигентом абсолютных ценностей, законов. Интеллигенция России способна лишь на моральное разграничение поступков, когда какие-то из них добрые (если удовлетворяют эгоизму), какие-то – злые (в противном случае).

Таким образом, правосознание в дореволюционной России нельзя было назвать идеальным (что касается послереволюционного периода – степень его деформации была существенно выше). Одним из истоков процессов, давших толчок началу деформации правосознания, стало искажение сознания в целом в содержательном отношении. Устойчивость структуры сознания зависит от основных его форм. В тот период исторического процесса, о котором идет речь, существенными формами сознания являлись религиозное и моральное, в тесной связи с которыми находилось сознание правовое. Социально-философская мысль прошлого не раз упоминает о таком качестве, как добродетель того или иного народа. Моральные качества и религиозность находились недалеко друг от друга, создавая «фундамент» на котором могло быть построено подлинно гражданское общество. Разрушение этой основы привело к тому, что в российском обществе стали игнорироваться законы, а сдержать человека, жившего тогда в России (не обязательно русского по национальности) от противоправного поведения стало довольно сложно. Именно в связи с этим, в настоящее время особое внимание должно быть уделено укреплению нравственности как стержня российского правосознания, так как правовой нигилизм развивается в морально-ценностной системе индивида.

Продолжение следует...
Tags: наука, правовая активность, правовой нигилизм, правосознание, социальная философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments