bodybuilder2007 (bodybuilder2007) wrote,
bodybuilder2007
bodybuilder2007

Category:

Материалы лекционного курса по ИФКиС (продолжение). Сокращенный вариант.

МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

3.4.Физическая культура в эпоху Французского Просвещения

В условиях норм этикета при французском дворе процветали лишь два средства физической культуры — это танцы и фехтование.
Опыт Иоганна Генриха Песталоцци переняли филантропы — создатели шведской, немецкой и датской гимнастики. Филантропы — это располагавшие небольшим капиталом слои буржуа, непосредственно заинтересованные в развитии торговли и промышленности в Германии. В рамках своей системы они вывели три группы движений: игры, которые вводили в занятия физическим воспитанием с младшего детского возраста, практические упражнения для развития сноровки рук и, собственно, физические упражнения, которые способствовали развитию навыков работы столяров, токарей, переплетчиц, садовников и представителей других профессий. Филантропы, одни из первых пришли к выводу, что незаменимым средством физической культуры для детей являлись соревнования, которые стимулировали активность к занятиям спортом.
Благодаря усилиям Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци физическое воспитание вошло в программу школьного обучения. Также они первые использовали достижения медицинской науки в преподавании физического воспитания. В частности, они отстаивали точку зрения, что физические упражнения должны подбираться для каждого в отдельности, исходя из учета индивидуальных и физиологических особенностей организма. Установили взаимосвязь между школьным физическим воспитанием и спортивными достижениями высокого класса.

3.5.Создание основ школьного физического воспитания в Англии
(1789-1871 гг.).


Не смотря на то, что первые соревнования между учебными заведениями начали проводиться с 1837 г., достижения английских школ не касались всего народа. Поскольку в школу ходили дети состоятельных родителей, спорт во внеурочное время оставался прерогативой среднего и высшего слоев общества. По той причине, что интенсивные физические упражнения вызывают выделение пота, физическое воспитание для девочек всячески игнорировалось. Считалось, что для аристократии неприемлем запах пота, тем более для девушек из аристократических семей.

Тема IV. Физическое воспитание в период Нового времени
4.1.Учение основоположников научного коммунизма
о физическом воспитании


Основоположниками научного коммунизма являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые создали науку о законах развития природы и общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых, о победе социализма и строительстве коммунистического общества. Они с исключительной яркостью и силой рассказали о губительном действии капитализма на здоровье человека, на физическое и духовное развитие рабочего класса.
Положительной стороной учения Карла Маркса являлась теория, в которой придавалось огромное значение сокращению рабочего дня до 8 часов, с целью улучшения физического и нравственного состояния, а также для повышения умственной работоспособности рабочих.

4.2.Этапы развитие физического воспитания в период Нового
времени


К концу первого этапа Нового времени произошло размежевание в некоторых понятиях в области физического воспитания.
Если раньше понятие «гимнастика» было равнозначным понятию физического воспитания, то в эпоху Нового времени физическое воспитание означало специально подобранные упражнения, для отдельных частей тела. Например, это могли быть как упражнения на снарядах, так и со снарядами. Физическое воспитание стало являться совокупностью всех средств и методов физической культуры, в которую входили: средства закаливания, подвижные игры, гимнастика и т. п.
Ко второму этапу периода Нового времени относятся события, происходившие с периода начала Парижской коммуны до революции 1917 г. в России.
Противоречия между трудящимися и эксплуатируемыми вызвало возникновение нового направления в истории физической культуры. Спортивное рабочее движение широко распространилось среди рабочей молодежи. Предпосылками этому явлению послужила теория научного коммунизма, идеологическая сущность которой заключалась в усилении направленности военно-физической подготовки для революционного восстания.
Развитие профессионального спорта в капиталистических странах принимает массовый характер. В период Нового времени начинают проводиться крупные соревнования, в том числе и первенства мира. Большое развитие получает художественная гимнастика, «самостоятельная гимнастика на дому», индивидуальная и ритмическая гимнастика (основатель — француз Жак Далькроз 1865-1914 гг.).
Ко второму этапу Нового времени относятся события, происходившие с момента возникновения Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции.
Противоречия между трудящимися и эксплуатируемыми вызвали новое направление в истории физической культуры. Спортивное движение широко распространилось среди рабочей молодежи. Предпосылками этому явлению послужила теория научного коммунизма, идеологическая сущность которой заключалась в усилении военно-физической подготовки с целью революционного восстания.
Развитие профессионального спорта в капиталистических странах принимает массовый характер. В период Нового времени начинают проводиться крупные соревнования, даже первенства мира. Большое развитие получает художественная гимнастика, «самостоятельная гимнастика на дому», индивидуальная и ритмическая гимнастика, основателем которой был француз Жак Далькроз (1865-1914 гг.).
Во Франции в сфере физической культуры развивается прикладное направление, в основе которого содержалось занятия на местностях без спортивных сооружений и инвентаря. Французы считали, что «деревья существуют для лазания, канавы для прыжков, заборы для перелазания». Таким способом осуществлялась допризывная подготовка. Отрицательными сторонами здесь было то, что для женщин и мужчин подбирались одни и те же комплексы упражнений, но при этом не учитывались различия по полу (мужской, женский), также отсутствовала научная основа для проведения занятий.
Датская гимнастика явилась продолжением Шведской, в основу которой входили физические упражнения со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и т. п.). Отличие датской гимнастики от шведской заключалось в том, что занятия проводились в быстром темпе.

4.3. Создание социалистической системы физического воспитания
в период Новейшего времени


Данный этап характеризуется усовершенствованием системы управления в рамках физической культуры. Начиная с 1947 г. были созданы комитеты по физической культуре в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польше, Венгрии. В процесс управления вводилось плановость, отчетность, контроль над выполняемой деятельностью. Создание комитетов по физической культуре и спорту способствовало развитию массовости в физкультурном движении.
Начиная с 1949-1950 гг. в странах социализма создаются спортивные общества «Спартак», «Динамо» и т. п. С 1957-1958 гг. в ряде стран (Румынии, Болгарии, Польши, Чехословакии) создаются общественные спортивные национальные организации, в задачи которых входила подготовка всех людей к сдаче норм, (например, ГТО — «Готов к труду и обороне»). Спустя 2-3 года социалистическая система физ. воспитания дошла до Азии и Кубы.
Важным звеном физического воспитания стали национальные спортивные классификации. Например, в СССР за высокий уровень спортивных достижений были введены звания: мастер спорта, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта и т. п. Комплексы нормативов ГТО обеспечивали общую физическую подготовку молодежи.
Успехи в развитии физической культуры и спорта были связаны с ростом числа работников с высоким уровнем квалификации в сфере физической культуры и спорта. В этот период времени появилось множество высших учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Большое количество призеров на международной арене приходилось на страны социалистического лагеря. Например, на XIX Олимпийских играх в Мехико 40 % медалей завоевали участники стран социализма. На XX Олимпийских Играх в Мюнхене 55 % всех наград заняли участники стран социализма.
Большая часть источников финансирования физической культуры и спорта приходилась на долю федерального бюджета, куда шла часть денежных сборов от игр в спортлото и Олимпийских лотерей, а также часть с денежных вознаграждений, которые уже в советское время получали победители международных соревнований (например, шахматист — Гарри Каспаров, который еще в 70-х годах XX века от спортивной деятельности имел ежемесячный доход в размере 1400 советских рублей). Из 100 % суммы, полученной спортсменами за победу, им оставалось 5-6, остальные средства шли в федеральный бюджет и уже в дальнейшем распределялись на развитие какого-либо вида спорта. Существовали еще и другие источники финансирования, например, в СССР из министерства обороны частично финансировалось общество ЦСКа, общество Буревестник — из министерства образования, Динамо — из министерства внутренних дел, Спартак — из министерства пищевой промышленности, общество Локомотив — из железнодорожного ведомства.
Приблизительно с середины 70-х годов XX столетия необходимым условием для развития спорта в Советском Союзе стало сотрудничество с зарубежными капиталистическим странами. Для приобретения качественного инвентаря, спортивной формы и экипировки заключались контракты с зарубежными фирмами — производителями спортивных товаров.

4.4.Развитие физической культуры в капиталистических странах
в Новейшее время


Самой популярной формой спортивной деятельности в капиталистических странах были спортивные занятия на предприятиях. Капиталисты, в частности владельцы бизнеса, считали, что занятия физическими упражнениями способствуют производительности труда, следовательно, увеличению доходов владельцев бизнеса. Появились физкультурно-оздоровительные клубы по разным видам спорта и различным направлениям (спортивные игры, гимнастика, туристические прогулки, легкая атлетика).
В ФРГ в 1970 г. состоялось совещание предпринимателей, ученых и профсоюзных работников, на котором обсуждался вопрос о производственной гимнастике на рабочем месте.
В Японии проводились национальные фестивали среди рабочих, а также соревнования между рабочими фабрик и заводов.
Вывод: в капиталистических странах спорт и физическая культура стала составной частью бизнеса.
Усиленными темпами осуществлялась коммерциализация спорта, спортивные соревнования представляли собой специфические шоу. Некоторые страны получали статус монополии за право реализации рекламы во время проведения соревнований, при этом раскручивались огромные рекламные компании.
В США быстрыми темпами стал развиваться межвузовский спорт, суть которого заключалась в объединении сильнейших студентов — спортсменов в команды. Им предоставлялась возможность учиться в университетах бесплатно, также они не оплачивали услуги тренера и получали стипендию. Во время проведения спортивных межвузовских соревнований за счет продажи билетов, собирались большие суммы денег. В этот период происходит дискриминация афроамериканцев, которые достигали огромных вершин в спорте, легкой атлетике, боксе, баскетболе.
Появились первые рекорды на Олимпийских играх (1964-1968 гг.), когда США, Япония Италия Австралия вошли в десятку сильнейших стран.
Однако здоровье населения ухудшалось. Это стало заметно, после проведения полномасштабного социологического исследования, проведенного в США. Предпосылкой для проведения данного исследования послужила война между Кореей и США, в 50-е годы. После окончания военных действий выяснилось, что почти половина призываемых в армию американцев оказались непригодными к военной службе и 10 млн. школьников были не в состоянии пройти допризывные испытания. В связи с произошедшими обстоятельствами в США была разработана программа «Спорт для всех».
Мнение же социалистов было направлено против развития профессионального спорта, поскольку они считали, что продажа рабочей силы ведет к ухудшению здоровья. Средствами профессионального спорта происходило насилие над собой, ради денег происходило достижение успеха любой ценой, но в ущерб здоровью спортсмена-профессионала.

4.5.Развитие спортивного движения во всем мире
в Новейшее время


В эпоху новейшей истории существовало несколько мнений по развитию физической культуры. Некоторые ученые считали, что следует делать упор на военную направленность, другие считали, что физическая культура нужна для профилактики и улучшения здоровья, а третьи утверждали, что она необходима для развлечений и престижного времяпровождения. У физической культуры появились новые функции: функция формирования личности, культурные, политические и социальные функции. Физическая культура во всем мире приобрела социальный статус и всеобщее признание, достойное место занимала лечебная физическая культура и изучение психологии в спорте.
В период после Второй мировой войны значительные перемены произошли в технической сфере. По мере развития технического прогресса в массовом спорте возникла необходимость в появлении крытых спортивных сооружений, которые помогали избегать неблагоприятные для занятий спортом и проведения спортивных соревнований погодные условия.
Сеть учреждений ЮНЕСКО сделало возможным организованный обмен опытом среди множества стран мира. Даже в экономических отсталых странах Азии и Африки стали употреблять научный подход в области решения проблем физического воспитания.
Спортивное международное движение в период между двумя мировыми войнами (1919-1939 гг.) довольно быстро преодолело застой. В первую очередь эта тенденция связана с усилением экономического роста и развитием промышленности в целом во всем мире, а также непосредственно с развитием потребностей самого человека и научно-технического прогресса.
Именно в этот промежуток времени возникает потребность человека в высоко производственной технике и средствах передвижения. В связи с этим, интенсивное развитие получили автоспорт, мотоспорт, водно-технические виды спорта (авиаспорт, планерный спорт и т. п.).
В некоторых районах земного шара одни и те же виды спорта развивались более интенсивно и становились известными, в то время как другие менее известными или вообще не развивались. Некоторые виды спорта оттесняли другие и становились наиболее популярными во всем мире. Например, в Советском Союзе наряду с вольной и классической борьбой, не появился не менее популярный вид спорта — самбо. Канадский хоккей с шайбой оттеснил на второй план хоккей с мячом и ручной мяч; в мировом масштабе утвердилось дзюдо.
Почему же происходило замена наименее популярных видов спорта наиболее популярными? И какие факторы в этот исторический период влияли на формирование профиля в различных странах мира? Прежде всего, это природные условия и территориальный климат. Например, в Финляндии, где преобладает в основном холодный климат, интенсивными темпами развивались лыжные виды спорта; в Норвегии, на относительно длинных склонах в Альпах — прыжки на лыжах с трамплина; в Венгрии, где относительно теплый климат — водное поло; в центральной Европе — футбол и т. п.
Немаловажное значение для развития тех или иных видов спорта имели факторы общественно-политического и экономического порядка, характер строя — капиталистический или социалистический. Например, в целях предотвращения тенденции коммерциализации и развития профессионализма спорта в ГДР, где был общественный социалистический строй, представители немецкого рабочего спортивного союза прилагали большие усилия для пропаганды некоммерческих видов спорта, например, такого вида спорта, как ручной мяч.
Для спортсменов 20-х годов характерен выбор узких специализаций, т. е. тех или иных видов спорта. В начале 20-х годов в Новейшее время появились три направления развития физической культуры:
1. Совершенствование спортивного оборудования.
2. Совершенствование техники и тактики движений.
3. Увеличение объемов нагрузок.
Увеличение объемов нагрузок поставили специалистов в тупик, поскольку они столкнулись с монотонностью тренировок, которое обеспечивало серию провалов и упадок психологического духа у спортсменов перед спортивными соревнованиями. Этот момент способствовал развитию психологии в области спорта. Многие западные психологи пришли к выводу, что нужно осуществлять постепенное увеличение нагрузок, которые должны чередоваться с отдыхом.
В 30-х годах появилось понятие между нагрузкой и отдыхом, чередованием ритма нагрузок. Однако улучшение результатов на спортивных соревнованиях не наблюдались, и тогда на помощь пришла, так называемая целенаправленная гимнастика, различные вспомогательные, специальные и укрепляющие упражнения, смысл которых заключался в применении на тренировках целенаправленных упражнений (например, упражнения для сгонки веса, для укрепления мышц пресса и живота и т. п.).
В период между двумя мировыми войнами (1919-1939 гг.) во всеобщем масштабе утвердились мировые стандартные дистанции для бега, типовое спортивное оборудование и установление единых спортивных правил.

Тема V. Развитие международного Олимпийского движения
в Новое время


5.1. Причины возобновления Олимпийских игр

Возобновлению Олимпийского движения в мировом масштабе способствовал ряд условий. Ускорение обмена культурными ценностями между странами вызвали развитие средств связи и транспорта. В этот исторический период появились международные организации, в задачи которых входило проведение международных выставок, ярмарок, фестивалей и всемирных конгрессов деятелей литературы и искусства.
На второй план отходил джентльменский спорт, общение спортсменов — «джентльменов» происходило в узких кругах. Взаимные визиты и обмен опытом между странами способствовали пропаганде спорта. В противовес замкнутой джентльменской системе, в спортивном движении выдвигается рекордное направление, для которой было характерно обладание спортсменами таким качествами как сила, ловкость, выносливость, гибкость и быстрота. В этот исторический период большой популярностью пользовались международные соревнования по боксу, футболу и фехтованию.
Человечество начинало осознавать, что для консолидации спортивной жизни и координации международных соревнований по всем видам спорта, которые бы периодически повторялись и в ходе которых фиксировались бы достигнутые результаты, была необходима организация, которая бы стояла над международными федерациями по видам спорта. Такой организацией в 1894 г. в Париже стал Олимпийский международный комитет (МОК), на котором было решено возобновить Олимпийские игры.
В конце XIX в. французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. Человек необычно деятельный, обладающий незаурядными организаторскими способностями, Пьер де Кубертен предпринимает поездку по ряду стран Европы, где находит приверженцев Олимпийской идеи. 25 ноября 1892 г. в парадном зале парижского университета Сорбонны Кубертен прочитал свою знаменитую лекцию «Олимпийский ренессанс», в которой он призывал человечество всего мира к возрождению Олимпийских игр.
Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников Олимпизма. И вот, 23 июня 1894 г., в Париже состоялся Учредительный конгресс — всемирная встреча сторонников Олимпизма. Делегаты двенадцати стран единогласно приняли решение о возрождении Олимпийских игр. На конгрессе был принят основной документ, в котором были изложены цели и задачи Олимпийского движения, правила проведения и программа Олимпийских игр, права и обязанности членов Международного Олимпийского комитета, его отношение к национальным и международным и спортивным организациям. Это документ назвали Олимпийской хартией.
В хартии организации было зафиксировано, что за исключением фехтования, по всем другим видам спорта на Олимпийских играх имеют право участвовать только любители, т. е. те участники, для которых спорт не являлся профессией и средством зарабатывания денег. Категорически не разрешалось участвовать в Олимпийских соревнованиях тем, кто получал в прошлом, или в момент проведения игр денежное вознаграждение и вообще когда-либо награждался денежными призами, так же не мог быть любителем в одном виде спорта, а профессионалом в другом. Также в Олимпийской хартии было прописано, что «целями Олимпийского движения заключались в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств во время соревнований, которые приобретаются на дружеских полях любительского спорта и в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуют созданию лучшего и более спокойного мира». Позже хартия претерпела изменения, однако основные положения и по сей день остаются незыблемыми. В 1896 г. в Афинах официально были проведены I Олимпийские игры. Зимние Олимпийские игры начали проводиться с 1924 г.
Начиная с 1896 г. Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Четырехлетие принималось во внимание при подсчете игр, даже если они не состоялись, как это случалось в 1916, 1940, 1944 гг.
И все же, в развитии Олимпийского движения не всё шло благополучно. После Первой мировой войны и проведения пяти Олимпиад Пьер де Кубертен провозгласил о присоединении пролетариата к Олимпийским играм. Однако его усилия оказались тщетными, по той причине, что СССР исключили из числа участников. Под угрозой исключения находилась Франция и страны, которые становились победителями Олимпийских игр. Таким образом, опять нависла угроза над продолжением соревнований (напомним, что первый распад Олимпиад произошел в период присоединения Греции к великой Римской империи, из-за вспыхивания восстаний низших, бедных слоев населения во время проведения спортивных состязаний). Однако к VI Олимпиаде успешно присоединились Армения и Ирландия.
Наша страна стояла у истоков Олимпийского движения. Среди представителей двенадцати стран — участников, был делегат от России А.Д. Бутовский. Всю жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало теоретических работ на эту тему. Однако в России долгое время не существовало организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлениям на Олимпийских играх и оказание им необходимого содействия.
В первых трех Олимпиадах российские спортсмены не принимали участия. До революции 1917 года состоялось пять Олимпийских состязаний (I — в 1896 г., II — в 1900 г., III — в 1904 г., IV — в 1908 г. и V — в 1912 г.) Русские спортсмены стартовали дважды: в 1908 г. в Лондоне. В протоколах IV Олимпиады появились русские фамилии. На игры приехали всего 5 человек: Н. Панин-Коломенкин, Н. Орлов, А. Петров, Е. Замотин и Г. Демин. Олимпийский дебют российских спортсменов оказался удачным — трое вернулись с победами. Первым русским Олимпийским чемпионом стал Н. Панин-Коломенкин, завоевавший золотую медаль в фигурном катании на коньках. Серебряными призерами стали борцы классического стиля — Н. Орлов и А. Петров. В Стокгольме (1912 г.) российские спортсмены завоевали две серебряные и две бронзовые медали.
VII Олимпийские игры проходили в Бельгии в 1920-м году с 30 апреля по 12 сентября. Примечательны они, прежде всего, тем, что на них впервые был упомянут любительский спорт, на них взвился флаг с изображением пяти колец (символика Олимпийских игр), не приглашались страны, проигравшие Первую мировую войну и Советская Россия. На этих соревнованиях борьба была разделена на классическую и вольную, в боксе было увеличено число весовых категорий с пяти до восьми, появилась система подсчета очков. В данном состязании приняло участие 2000 спортсменов из них 63 женщины. Первое место заняли спортсмены из США, второе — команда Швеции, третье — Англии.
Между Первой и Второй мировыми войнами состоялось пять летних и четыре зимних Олимпийских состязания, в которых не участвовали советские спортсмены (летние: VII — 1920 г., VIII — 1924 г., IX — 1928 г., X — 1932 г., XI — 1936 г.; зимние: I — 1924 г., II — 1928 г., III — 1932 г. и IV — в 1936 г.).
Tags: лекции, преподавание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment